Иногда в моей личке появляются весьма нестандартные вопросы. В этот раз меня спросили: а как с точки зрения ритмологии можно объяснить то, что в американской и западной массовой культуре герои именно таковы, каковы они есть? Аналогичный вопрос - о героях русской культуры...
Начнём с того, что европейская культура основана на энергии, а русская культура — на информации.
Поэтому рождающиеся в Европе и в США люди получают то воспитание, которое помогает им хорошо опереться на энергию (деньги, предметы, эмоции, тело). Но вот научиться опираться на мозг, на информацию этим людям очень трудно. Чем это кончается?
Тем, что такие зрители маловосприимчивы к глупости сюжетов. Если происходящее на экране вызывает эмоции — то человеку- "энергетику" почти что невозможно начать думать о том, насколько логично и правдоподобно то, что он сейчас видит. Есть яркие эмоции — значит, с фильмом всё в порядке.
Также настоящий «энергетик» всегда отлично воспримет картинки, видеофильм — но вот со словами ему будет сложнее. Если настоящий «энергетик» встретит блинный текст без картинок, то ему будет очень сложно понять этот текст. А вот рисунки и чуть-чуть поясняющего текста — это то самое, что нужно такому читателю. Потому что рисунки будут для него тем костылём, той опорой, которая поможет ему воспринять слова. Другими словами, этому типу читателей нужны... комиксы.
И ещё один важный момент. Все люди-«энергетики» всегда сильно ориентированы на человеческое тело, на его форму, внешний вид, запах, т. д. Поэтому любому «энергетику» сложно принять идею, что человек может не полностью зависеть от своего тела, что человек — это не его тело.
Ну, а от этой особенности мышления «энергетиков» один шаг до идеи о том, что всё выдающихся в мире могут сделать только те люди, у которых есть выдающиеся физические данные, у которых есть выдающиеся тела. Вот отсюда в западной культуре и существует такое огромное количество героев, которые унаследовали от родителей уникальные гены, или подверглись мутации, были укушены радиоактивными пауками, т. д.
Нет супертела — тебе никогда не совершить ничего суперского. Есть супертело — ты сумеешь победить любого, в том числе и гениального, человека. Именно на этих убеждениях основаны идеи многих голливудских фильмов.
В России большинство людей привыкло опираться на информацию, на мозг. И даже те люди, кто старается опираться на энергию, обычно чистыми «энергетиками» всё-таки не являются, им просто не дали возможности.
Как только начинает включаться мозг, выясняется, что сюжет должен быть не только эмоциональным, но и логичным, что текст может обходиться без картинок, что врождённые физические данные не являются решающим фактором в жизни, т. д.
Информация и энергия легко уничтожают друг друга (вспомните знаменитый конфликт мозга и сердца). Поэтому культура, основанная на энергии, оказывается разрушительной для «информационной» культуры. И наоборот. Отсюда — и те явления, которые сейчас принято называть конфликтом русской и западной культур.
Татьяна Суворова | Ритмология: практика жизни без усилий